Мнения

Скрытые схемы: админресурс Нетаниягу против денег и связей Мозеса

Возможно, попытка сговора между Арноном Мозесом и Биньямином Нетаниягу будет расследована также Антимонопольным Управлением. Этого уже потребовало Движение за чистоту власти, поскольку имела место, как минимум, попытка ограничить конкуренцию на рынке средств массовой информации.

Если Нетаниягу предлагал Мозесу, как нам сообщают сегодня, ограничить «Исраэль хаЙом» в возможностях конкурировать с «Едиот Ахронот» (путем продвижения закона, запрещающего бесплатное распространение) — это можно представить попыткой картельного сговора. Пусть даже Нетаниягу не является менеджером в той или иной газете, а значит, по такому процессу может проходить лишь посредником. Далее начинается казуистика, но важнее другое: конфликт высветил и поле боя между Мозесом и Нетаниягу, которое не ограничивалось двумя газетами, и то оружие, которое в затяжной войне использовали премьер и олигарх. Схемы давления на прессу и скрытые возможности оппонентов, представленные в публикации Нати Тукера в TheMarker, не оставляют сомнения в том, что если бы этим двум все же удалось сговориться в 2014-м, это могло бы привести к куда более значительному переделу всего израильского медиа-поля, не ограниченному 2-мя газетами и одним сайтом.

Битва за HOT и i24news

Когда-то Мозес был совладельцем компании HOT. Потом он избавился от своей доли в этой фирме, но, как утверждает Нати Тукер в TheMarker, сохранил влияние на процесс принятия решений — в том числе о приобретении программ и телеканалов. Дело в том, что нынешний владелец контрольного пакета HOT Патрик Драи по сей день заинтересован в стратегическом сотрудничестве с Мозесом, и оно продолжается по целому ряду позиций. Продюсерская компании ADD, принадлежащая дочери и зятю Мозеса, ежегодно осваивает производственный бюджет в 30 миллионов шекелей, а компания «Дори Медиа», совладелицей которой является сестра олигарха Тами Мозес, продюсирует для HOT каналы фильмов и сериалов.

Еще одним приближенным к Мозесу считается продюсер Хаим Слуцкий, который производит для HOT развлекательный канал, а в 2012 году начал поставлять компании еще и 8-й канал (документальных фильмов). А вот в компании «Кешет», напротив, жаловались, что когда у них возник спор с Мозесом из-за их сайта «Мако», который составляет конкуренцию его сайту Ynet  — компания HOT внезапно отказала в трансляциях их канала Bip, без какой-либо явной на то причины, — пишет издание.

Но и у Нетаниягу есть большое влияние на HOT, уже хотя бы потому, что он является министром связи! И вот Министерство связи достигло с компанией договоренности об отмене ее обязательств по улучшению кабельной инфраструктуры в разных районах страны — а вместо этого HOT «обяжут» предоставлять бесплатно интернет-трансляции. Не исключено, что это станет заодно компенсацией потенциальных потерь компании HOT, если в рамках реформы Фильбера (о которой ниже) на рынок будут выведены новые операторы многоканального телевидения, на облегченных — с точки зрения требований регулятора — условиях.

С другой стороны, владелец HOT Патрик Драи уже владеет каналом, i24news, которые транслируется в нескольких языковых версиях на зарубежную аудиторию (в том числе и в интернете). И вполне позитивно освещает деятельность премьер-министра. В Израиле канал в широкое вещание пока не идет, потому что действующий закон запрещает подобное перекрестное владение, именно для ограничения контроля олигархов над рынком СМИ. Но коалиция уже начала продвигать законопроект, который предоставит каналу i24news право вещать также на территории Израиля. Этот законопроект уже был утвержден в экономической комиссии, которую возглавляет Эйтан Кабель, депутат от «Сионистского лагеря».

Кто купит Globes

Еще одним держателем акций HOT, вместе с Мозесом, был Элиэзер Фишман, тот самый, которому принадлежит, финансовое издание «Глобс». Он тоже продал акции, а потом, как известно, был признан банкротом. И теперь его активы будут проданы, вероятно, продадут и газету.

Возможность приобрести это издание проверяет российский бизнесмен Давид Давидович. Forbes оценивает его состояние в 650 миллионов долларов — в 2010-м было 1.6 млрд, но с тех пор активы все время снижаются, хотя Давидович и остается в списке самых богатых людей России, на 129 месте. Он руководит инвестиционной компании Millhouse Capital в случае этой покупке, которой раньше принадлежала Сибнефть, а теперь она управляет активами экс-владельцев Сибнефти, в том числе Абрамовича, и ряда других компаний.

Интересно, что по сообщениям СМИ, контакты с россиянином вел адвокат Нир Хефец, приближенный Нетаниягу. Хотя, конечно, нельзя утверждать, что Давидовичу предлагались какие-то преференции в обмен на «правильное освещение» деятельности премьера в этом издании.

Перетягивание каналов: 2-й, 20-й и остальные

Одним из главных «врагов» Нетаниягу, очевидно, является новостная служба 2 канала. Сам канал выпускается компаниями «Решет» и «Кешет».

Мозес владел акциями компании «Решет», но был вынужден продать их в начале 2000-х, когда вышел упомянутый выше закон, ограничивающий перекресное владение средствами массовой информации. Однако влияние на компанию по производству новостей 2 телеканала (которой владеют «Решет» и «Кешет» Мозес сохранил и после продажи акций. В сфере видео-информации «Решет» сотрудничает с Ynet — а вот с «Кешет» отношения не сложились (и, как было сказано выше, началась борьба вокруг сайта «Мако»). Бой за контроль над новостями 2 канала Мозес вел и в 2007 году, пытаясь продвинуть на должность гендиректора компании новостей менеджера, близкого к «Едиот Ахронот» — Рафи Гината или Нисима Мишаля (в чем, впрочем, не преуспел). Но давно уже Нетаниягу обвиняет новостников «двойки» в том, что нападают они на него с подачи Мозеса. А один из обозревателей, Амнон Абрамович, ведет колонку в «Едиот Ахронот», именно его колонку Нетаниягу в ходе переговоров с Мозесом просил «сбалансировать».

С другой стороны, ведь опальную Мозесу компанию «Кешет» контролирует семья Вертайм (основатели «Кока-Кола Исраэль»). И она также финансирует амуту, которая платит деньги Натану Эшелю, приближенному Нетаниягу. В прошлом Эшель занимал высокий пост в его канцелярии. Чем точно занимается амута «Знай правду» — узнать сложно, но Эшель в прошлом отрицал предположение, что деньги — в общей сложности до полумиллиона шекелей — он получал за лоббистские услуги.

Однако «сбалансировать» канал призвана реформа, которую продвигает комиссия под руководством ставленника премьер-министра, генерального директора Министерства связи Шломо Фильбера. Реформа предполагает, в том числе, уже в октябре 2017 года разделить двух франчайзеров 2 канала, «Решет» и «Кешет». Каждая из компаний должна будет создать собственный канал, вместе они смогут пользоваться «новостями 2 канала» 3 года — а потом компания новостей будет продана только одному каналу. Нет сомнения, что это серьезно ослабит позиции 2 канала, но чтобы не ждать 3 года, а ослабить его уже сейчас, Нетаниягу намерен открыть рынок для новых игроков, в рамках мер по усилению конкуренции на этом рынке.

Одним из таких новичков может стать 20-й канал. Он обратился с просьбой на получении лицензии на производство новостей. Содержание такой службы оценивается, примерно, в 60 миллионов в год. Что по карману спонсору — Ицхаку Мирилашвили, сыну Михаила Мирилашвили, состояние которого на сентябрь 2016 года газетой «Деловой Петербург» оценивалось в 3.6 млрд. долларов. Ицхаку Мирилашвили принадлежит 80% канала, еще 20% у Ави Бара (который владеет и некоторыми другими профильными медиа). Нетаниягу неоднократно давал интервью 20-му каналу, и приветствовал намерение обзавестись лицензией на собственное производство новостей. Кажется, он уже сегодня чувствует себя здесь, как дома.

Хотя, конечно, одним только 20-м каналом дело не ограничится…

Радио-бастионы: «Галей Цахал» может пасть. «Кан» пока держится

Генеральный директор Министерства связи Шломо Фильбер также, возможно, пытался влиять на процесс назначения нового руководства корпорации общественного вещания «КАН». Об этом говорил Эйтан Кабель (не исключено, что именно борьбой за влияние на корпорацию объясняется тот факт, что ей все еще не дали выйти в эфир), да и гендиректор новой корпорации Эльдад Кобленц говорил представителям офиса государственного контролера, что Фильбер оказывал давление на него, стремясь «продавить» на должности тех или иных людей.

А армейскую радиостанцию, вероятно, ждут перемены. 16 января министр обороны еще на полгода продлил полномочия ее командующего, Ярона Декеля. В это же время должны быть приняты решения о будущем радиостанции — и не исключено, что перестройка приведет к усилению влияния на нее как Либермана, так и Нетаниягу, — утверждает TheMarker. Нати Тукер утверждает, что сам Декель считается близким и к журналистам издательского дома «Едиот Ахронот», и к экс-министру МВД Гидеону Саару, а он и его супруга, журналистка Геула Коэн-Саар,  в свою очередь, близки с Мозесом. Тогда как, например, журналист Эрель Сегаль на том же радио занимает куда более лояльную позицию к Нетаниягу.

«ХаАрец» (к этому издательскому дому относится и TheMarker) остается самым непримиримым оппонентом нынешней власти. Есть смешной нюанс, который покажет, как все смешалось в маленьком и общем доме израильской журналистики: до 2014 года газета «Исраэль хаЙом» печаталась не где-нибудь, а в типографии «ХаАрец».

Амос Шокен, который уже не раз подвергался обвинениям со стороны Нетаниягу за политику, выбранную его изданиями, рассказал в одном из интервью, что имел очень нелицеприятный разговор с премьером. В ходе которого Нетаниягу произнес: «Если ты поносишь меня, я поступлю также с тобой». Если такое и в самом деле было сказано — тогда нет сомнений, что эта война все еще далека от завершения.

Эмиль Шлеймович — по материалам TheMarker. Фотография Бориса Беленкина

Реклама

Политика

Реклама

Реклама


Send this to a friend